ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГОРОД ЧЕРЕПОВЕЦ
МЭРИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
09.06.2012 № 3257
О Комплексе мер по модернизации
системы общего образования
в городе Череповце в 2012 году
В соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 17.02.2012 № 137 «О Комплексе мер по модернизации системы общего образования Вологодской области в 2012 году», приказом Департамента образования Вологодской области от 01.03.2012 № 342 «Об утверждении Плана реализации Комплексных мер по модернизации общего образования в образовательных учреждениях Вологодской области в 2012 году»
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Комплекс мер по модернизации системы общего образования в городе Череповце в 2012 году (прилагается).
2. Управлению образования мэрии (Н.В. Печников) представить справку о выполнении мероприятий Комплекса мер по модернизации системы общего образования в городе Череповце в 2012 году до 10 февраля 2013 года.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на исполняющего обязанности заместителя мэра города Н.Е. Самчук.
4. Постановление подлежит опубликованию и размещению на официальном интернет-сайте мэрии города Череповца.
Мэр города Ю.А. Кузин
УТВЕРЖДЕН
постановлением мэрии города
от 09.06.2012 № 3257
Комплекс мер по модернизации системы
общего образования в городе Череповце в 2012 году
(далее – Комплекс мер в 2012 году)
I. Текущее состояние системы общего образования г.Череповца
Цель проводимой на территории города модернизации системы общего образования - повышение доступности качественного образования.
Приоритеты государственной образовательной политики закреплены в следующих документах:
Стратегия социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от 28.06.2010 № 739;
Стратегия развития образования в Вологодской области на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от 03.03.2009 № 398;
долгосрочная целевая программа «Развитие образования в Вологодской области на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Воло-годской области от 04.10.2010 № 1132;
Комплекс мер по модернизации системы общего образования в Вологод-ской области в 2012 году, утвержденный постановлением Правительства Воло-годской области от 17.02.2012 № 137;
решение Череповецкой городской Думы от 06.12.2011 № 201 «О Програм-ме социально-экономического развития города Череповца на 2012 год и плано-вый период 2013 и 2014 годов»;
соглашение между Департаментом образования Вологодской области и муниципальным образованием «Город Череповец» по реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования в городе Череповце в 2012 году.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образова-ние» за 6 лет достигнуты следующие результаты:
- получили вознаграждение за классное руководство 1288 педагогов;
- стали победителями конкурсов на получение денежного вознаграждения 79 педагогов;
- стали победителями в федеральных и региональных конкурсах в рамках приоритетного национального проекта «Образование» 12 общеобразовательных учреждений города (МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Максима Горького», МБОУ «Гимназия № 8», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 с углубленным изучением отдельных предметов», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26 с углубленным изучением отдельных предметов», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 29», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40», МБОУ «Женская гуманитарная гимназия», МАОУ «Обще-образовательный лицей «АМТЭК» (дважды), МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 39»). Гранты в размере 1,0 млн. руб. были направлены на улучшение материальной базы и повышение квалификации педа-гогов;
- создана инфраструктура дистанционного образования детей-инвалидов;
- обеспечен доступ к сети Интернет во всех школах города.
Результаты независимой оценки свидетельствуют о достаточном уровне учебных достижений обучающихся школ города:
- на ступени начального общего образования по результатам областного мониторинга качества образования обучающихся качество обучения по математике и русскому языку составило 77,95%, что выше среднего регионального показателя - 70%;
- на ступени основного общего образования по результатам государственной (итоговой) аттестации качество обучения по математике и русскому языку находится на уровне 50%;
- на ступени среднего (полного) общего образования по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ) средние баллы по математике и русскому языку (48,3 и 64,6 балла соответственно) превышают результаты по Вологодской области.
По данным социологического исследования, с 2009 года не менее 92% обучающихся и их родителей (законных представителей) отмечают высокий уро-вень качества общего образования в городе.
Модернизация системы общего образования в 2010-2011 годах в Вологод-ской области проводилась в соответствии с основными направлениями нацио-нальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
1. Переход на новые образовательные стандарты
Задача на 2010-2011 годы – обеспечение введения федеральных государственных стандартов начального общего образования (далее – ФГОС НОО) в 100% первых классов школ города.
Полученные результаты:
- с 1 сентября 2011 года по ФГОС НОО обучается 100% всех первокласс-ников и 3,4% второклассников (в 2010 году – 3,4% первоклассников);
- удельный вес численности обучающихся, которым обеспечена возмож-ность пользоваться учебным оборудованием для практических работ в соответст-вии с новым ФГОС НОО, составил 25,1% всех обучающихся, которые перешли на новые стандарты (в 2010 году – 0% );
- обучены на курсах повышения квалификации для работы в соответствии с ФГОС НОО за счет средств областного бюджета 17, 3% учителей и руководите-лей общеобразовательных учреждений, (54,4% от общего числа учителей начальной школы и руководителей образовательных учреждений);
- разработана и осуществлена стартовая диагностика универсальных учеб-ных действий первоклассников.
Выявленные проблемы:
- не все обучающиеся по ФГОС НОО обеспечены оборудованием;
- отсутствует мониторинг сформированности универсальных учебных дей-ствий первоклассников, мониторинг ведения и результатов внеурочной деятель-ности в школах города в соответствии с ФГОС НОО.
2. Развитие системы поддержки талантливых детей
На решение задачи создания системы выявления, поддержки и развития одаренных детей направлена ведомственная целевая программа «Одаренные де-ти» на 2011-2013 годы, утвержденная постановлением мэрии города от 11.10.2010 № 3888 (с изменениями), в 2011 году было выделено 1735,4 млн. руб.
Задачи на 2011-2012 годы:
- расширение массовости участников всероссийской олимпиады школьни-ков;
- формирование современной системы управления олимпиадой.
Полученные результаты:
- возросло число участников муниципального и регионального этапов все-российской олимпиады школьников (в 2010-2011 учебном году: муниципальный этап – 1658 участников, региональный – 163 участника; в 2011-2012 муниципаль-ный этап – 2333 участников, региональный – 191 участник).
- возросла эффективность участия команды города в заключительном этапе олимпиады в 2010-2011 учебном году - 45,5% (в 2009-2010 учебном году – 36,8%).
- создана эффективная система сопровождения школьников, осуществляет-ся подготовка качественных олимпиадных заданий для школьного и муници-пального этапов;
- создан и функционирует городской банк данных одаренных детей, в ко-торый включены победители и призеры всероссийской олимпиады школьников;
- система дополнительного образования детей города обеспечивает более 33% обучающихся города качественными образовательными услугами. В меро-приятиях, проведенных учреждениями дополнительного образования, приняли участие 29775 человек, за активное участие в конкурсах различных уровней педагоги и воспитанники поощрены Дипломами мэрии города (57 дипломов).
Выявленные проблемы:
- недостаточное использование дистанционных технологий в работе с ода-ренными детьми;
- отсутствие системы повышения квалификации педагогов по работе с ода-ренными детьми.
3. Совершенствование учительского корпуса
Задачи на 2010-2011 годы:
- повышение заработной платы учителям общеобразовательных учрежде-ний и педагогическим работникам всех типов образовательных учреждений;
- обеспечение повышения квалификации по адресной модели не менее 20% руководящих и педагогических работников;
- реализация нового порядка аттестации педагогических и руководящих работников.
Полученные результаты:
- достигнуто соотношение средней заработной платы учителя к среднеме-сячной заработной плате по экономике – 89,0%;
- обеспечено совершенствование системы оплаты труда в 2011 году, сти-мулирующая часть фонда оплаты труда доведена до 30%;
- доля учителей, прошедших курсы повышения квалификации по адресной модели, в общей численности педагогических работников общеобразовательных учреждений в 2011 году составила 20%;
- обеспечено обучение по дополнительным профессиональным образова-тельным программам повышения квалификации (по модульному принципу) 25% руководящих и педагогических работников;
- доля учителей, прошедших оценку качества работы в соответствии с но-вым порядком аттестации педагогических работников в 2011 году, составляет 10,1%.
В ходе подготовки по программе «Менеджмент организации», реализуемой АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» (далее - АОУ ВО ДПО «ВИРО»):
- обучено 4,7% руководителей образовательных учреждений,
- проходят обучение – 3,5% руководителей образовательных учреждений.
В течение 3 лет в образовательной системе города апробируется модель сетевого взаимодействия. Инновационный педагогический опыт транслируется через систему работы учебно-методических площадок АОУ ВО ДПО «ВИРО» и муниципальных учебно-методических площадок. В 2010-2011 учебном году на базе образовательных учреждений при общей координации Череповецкого фи-лиала АОУ ВО ДПО «ВИРО» действовали 8 областных и 9 муниципальных учебно-методических площадок.
На городском уровне создана система работы 11 муниципальных ресурс-ных центров по приоритетным направлениям развития муниципальной сферы образования:
- создание условий для реализации стандартов II поколения в образова-тельном процессе начальной школы;
- создание условий для реализации стандартов II поколения в образова-тельном процессе (предметы физико-математического цикла);
- создание условий для реализации стандартов II поколения в образова-тельном процессе (предметы гуманитарного цикла);
- создание условий для реализации стандартов II поколения в образова-тельном процессе (предметы естественно-научного цикла);
- система здоровьесберегающей деятельности образовательных учрежде-ний;
- система воспитательной работы в образовательных учреждениях;
- школа - центр воспитания экологической культуры;
- система формирования духовно-нравственных основ личности в образо-вательных учреждениях;
- комплексное сопровождение субъектов образовательного процесса;
- внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс.
Разработана нормативно-правовая база сетевого методического взаимодействия:
- положение о муниципальном ресурсном центре, утвержденное приказом управления образования мэрии от 26.10.2009 № 1025;
- трехсторонние договоры «О реализации положения о муниципальном ре-сурсном центре» между образовательным учреждением, Череповецким филиа-лом АОУ ВО ДПО «ВИРО», управлением образования мэрии;
- приказ Череповецкого филиала ГОУ ДПО «ВИРО» от 16.09.2010 № 28 «О координационном обеспечении сетевого методического взаимодействия муници-пальных образовательных учреждений»;
- приказ управления образования мэрии от 13.04.2011 № 394 «Об утвер-ждении Положения о комплексном мониторинге эффективности сетевого взаи-модействия».
Комплексный мониторинг эффективности сетевого взаимодействия выявил положительные результаты деятельности муниципальных ресурсных центров:
- внедрение в образовательную систему города инноваций по приоритет-ным направлениям деятельности;
- создание инфраструктуры по оказанию высококачественных образова-тельных услуг для различных категорий слушателей;
- расширение возможностей гибкого повышения квалификации руководи-телей, специалистов и педагогов образовательных учреждений, других участни-ков образовательного процесса;
- оказание методической поддержки в соответствии с заявленной образова-тельным учреждением компетенцией;
- более эффективное использование ресурсов образовательных учреждений на основе кооперации, обеспечение равных возможностей использования ресурсов в сетевом пространстве;
- создание практики эффективного взаимодействия образовательных учре-ждений, преодоление автономности и закрытости образовательных учреждений, выстраивание прочных дистанционных и прямых связей в региональной и рай-онной системе образования;
- выстраивание эффективного межотраслевого и межведомственного социального партнерства образовательных учреждений с учреждениями и организациями.
Выявленные проблемы:
- «старение» педагогических кадров;
- недостаточная доля руководителей образовательных учреждений, про-шедших повышение квалификации в области управления образованием;
- средняя зарплата учителей не соответствует уровню средней зарплаты по экономике в области.
4. Изменение школьной инфраструктуры
Задачи на 2010-2011 годы:
- совершенствование цифровых школ;
- создание современных условий для полноценного обучения детей с огра-ниченными возможностями здоровья;
- увеличение количества школ, имеющих высокоскоростной широкополос-ный Интернет.
Полученные результаты:
- открыты две цифровые школы, обеспеченные материальными и кадро-выми ресурсами;
- МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11», МАОУ «Общеобра-зовательный лицей «АМТЭК» - субъекты стажировочной площадки «Цифровая школа как ресурсный центр сетевого взаимодействия в муниципальной и регио-нальной системах образования» в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной по-становлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 61;
- имеется в 4,5% школ города высокоскоростной широкополосный Интер-нет (не менее 2 МБ/с);
- реализуется в течение трех лет проект «Дистанционное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья», создавший условия для орга-низации дистанционного образования на дому 39 детей-инвалидов по образова-тельным программам общего образования (42% от общего количества детей-инвалидов, обучающихся на дому) из 24 (53%) общеобразовательных учрежде-ний. Организовано три центра дистанционного образования на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11», МБОУ «Средняя общеобразова-тельная школа № 17», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40»;
- формируется сеть базовых общеобразовательных учреждений (2 школы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25», МБОУ «Средняя общеобра-зовательная школа № 40»), обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития. В связи с планированием мероприятий по реализации государственной программы «Доступная среда на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Фе-дерации от 17.03.2011 № 175, на 2012 год определены два общеобразовательных учреждения, которые будут включены в данный проект: МБОУ «Средняя обще-образовательная школа № 27», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 29». Выделено специализированное транспортное средство на 6 мест для подвоза обу-чающихся.
Выявленная проблема:
- не созданы современные условия образования во всех общеобразова-тельных учреждениях.
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников
Задачи на 2010-2011 годы:
- обеспечение школьников горячим питанием, бесплатным молоком;
- обеспечение двигательной активности обучающихся;
- оснащение пищеблоков школьных столовых современным оборудовани-ем;
- оснащение школ современным спортивным оборудованием.
Полученные результаты:
- охват обучающихся горячим питанием в 2011 году составил 88%, при этом 100% льготных категорий детей получают питание бесплатно: школьники из семей, нуждающихся в материальной поддержке – 78%; школьники, состоящие на учете в противотуберкулезном диспансере – 3%; школьники из многодетных семей – 19%; все учащиеся начальных классов общеобразовательных учреждений города обеспечены бесплатным молоком;
- во всех общеобразовательных учреждениях обеспечена двигательная ак-тивность обучающихся: в соответствии с базисным учебным планом предусмот-рено 3 часа физической культуры; реализуются мероприятия в рамках программ по здоровьесбережению.
Выявленные проблемы:
- износ оборудования школьных пищеблоков составляет от 35 до 75%;
- 25% школ обеспечены современным спортивным оборудованием;
- недостаточное обеспечение оборудованием медицинских кабинетов образовательных учреждений.
6. Расширение самостоятельности школ
Задачи на 2010-2011 годы:
- создание сайтов в каждом общеобразовательном учреждении области;
- подготовка к реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муници-пальных) учреждений» (далее - Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ);
- обеспечение функционирования государственно-общественного управле-ния.
Полученные результаты:
- 100% образовательных учреждений области работают по новой системе оплаты труда;
- 100% образовательных учреждений имеют сайты и органы государствен-но-общественного управления; 100% школ опубликовали публичные отчеты на сайтах в сети Интернет и средствах массовой информации;
- в течение 2010-2011 годов осуществлена подготовка к реализации Феде-рального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ.
Выявлена проблема:
- органы государственно-общественного управления недостаточно активно участвуют в управлении образовательными учреждениями.
II. Итоги реализации Комплекса мер по модернизации
системы общего образования в 2011 году
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 № 436 «О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из фе-дерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модерниза-цию региональных систем общего образования» в области постановлением Пра-вительства Вологодской области от 11.07.2011 № 826 утвержден Комплекс мер по модернизации системы общего образования в 2011 году (далее - Комплекс мер в 2011 году).
В рамках Комплекса мер в 2011 году в городе осуществлялись следующие мероприятия:
- приобретение необходимого для реализации ФГОС НОО учебно-лабораторного оборудования для 6 общеобразовательных школ города (13,3%);
- пополнение фондов библиотек 41 школы учебниками (91,1% от общего числа школ города).
Результаты проведенных мероприятий:
- рост численности обучающихся начальной ступени общего образования, использующих учебное оборудование для практических работ в соответствии с ФГОС НОО, с 0% до 25,1%;
- увеличение числа образовательных учреждений, осуществляющих дис-танционное обучение детей-инвалидов, с 2,2% в 2010 году до 6,6% в 2011 году;
- пополнение фондов библиотек: в 2011 году в школы поступило 19 290 эк-земпляров учебной литературы.
Итогом реализации Комплекса мер в 2011 году стало исполнение городом взятых на себя обязательств:
- достижение уровня среднемесячной заработной платы учителей по отно-шению к заработной плате работников в целом по экономике области в 2011 году 58,6% (средняя заработная плата учителей за 2011 год составила 17142 руб.);
- рост численности школьников, обучающихся по ФГОС НОО, с 3,3% до 28,1%, в общей численности школьников – до 12,4%;
- рост численности педагогических работников, прошедших аттестацию с целью установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъ-являемым к квалификационной категории (первой, высшей), и с целью подтвер-ждения соответствия занимаемой должности, с 0% до 10,1%;
- прошли повышение квалификации и профессиональной переподготовки для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) 17,3% учителей и руководителей общеобразователь-ных учреждений.
Достижению целевых значений показателей Комплекса мер в 2011 году способствовали механизмы нормативного подушевого финансирования образо-вания, системы оплаты труда, ориентированной на результат, новой системы ат-тестации педагогических работников. Введение нормативов подушевого финан-сирования способствовало созданию оптимальной сети образовательных учреж-дений области, снижению неэффективных расходов в сфере образования. С 2012 года доведение финансирования по нормативному подушевому принципу до об-разовательных учреждений планируется одновременно с утверждением муници-пальных заданий на оказание услуг (выполнение работ).
Реализуемая в области система оплаты труда способствовала увеличению количества учителей с высшей квалификационной категорией на 4,2% (с 17,8% в 2009 году до 22% в 2011 году), повышению эффективности и качества педагоги-ческого труда.
Обновленная модель аттестации педагогических работников разработана в соответствии с Порядком аттестации педагогических работников государствен-ных и муниципальных образовательных учреждений. Данная модель аттестации стимулирует целенаправленное повышение уровня квалификации педагогических работников, повышение качества педагогического труда за счет получения внешней оценки и самооценки профессиональной деятельности.
С целью информирования педагогической общественности о Комплексе мер в 2011 году, создания его информационной открытости и позитивного общественного отношения проведена масштабная кампания по PR-сопровождению проекта:
- проведены мероприятия по освещению процессов модернизации общего образования, вопросов реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ;
- организованы встречи Губернатора Вологодской области, мэра города, руководителей управления образования мэрии с учителями города по вопросам повышения заработной платы;
- организовано проведение мониторинга выплаты заработной платы в раз-резе образовательных учреждений.
В области и городе сформирована необходимая нормативная правовая ба-за для реализации проекта:
- План действий по модернизации общего образования, направленный на реализацию в 2011-2015 годах национальной образовательной инициативы «На-ша новая школа», утвержденный постановлением Губернатора Вологодской об-ласти от 16.06.2010 № 325;
- долгосрочная целевая программа «Развитие образования в Вологодской области на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Воло-годской области от 04.10.2010 № 1132 (с изменениями);
- план-график курсов повышения квалификации учителей начальных клас-сов и руководителей образовательных учреждений на 2010-2011 учебный год, утвержденный приказом Департамента образования Вологодской области от 02.12.2010 № 2104;
- План действий по модернизации общего образования, направленный на реализацию в 2011-2015 годах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденный постановлением мэрии города от 22.07.2010 № 2783;
- План-график реализации федерального государственного образователь-ного стандарта начального общего образования на 2011-2012 учебный год, ут-вержденный приказом управления образования мэрии от 01.09.2011 № 695;
- План-график введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом управления образования мэрии от 05.12.2011 № 1120.
- ведомственная целевая программа «Одаренные дети» на 2011-2013 годы, утвержденная постановлением мэрии города от 11.10.2010 № 3888 (с изменения-ми);
- ведомственная целевая программа «Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений города и обеспечение их безопасности» на 2012-2014 годы, утвержденная постановлением мэрии города от 14.10.2011 № 4303 (с изменениями).
Нормативные правовые акты определяют перспективные направления развития системы образования, финансовое обеспечение мероприятий проекта, сроки и последовательность тактических действий, порядок взаимодействия управления образования мэрии с органами местного самоуправления при реализации Комплекса мер в 2011 году, распределение полномочий органов управления в сфере образования и обеспечивающих организаций в реализации Комплекса мер в 2011 году.
III. Меры, направленные на привлечение молодых учителей на работу
в общеобразовательные учреждения
Для привлечения молодых специалистов на работу в общеобразовательные учреждения в 2011 году были реализованы следующие мероприятия:
- предоставлены выплаты социальной поддержки педагогам из городского бюджета;
- заключены двумя молодыми педагогами города договоры с Министерством образования и науки России на выполнение работ по разработке и апробации индивидуальной модели инновационной деятельности молодого учителя. В течение 2010-2011 годов они получили федеральную поддержку в размере 500,0 тыс. руб.
Данные меры позволили привлечь в 2011 году в общеобразовательные уч-реждения города 47 молодых специалистов.
IV. Реализация Комплекса мер в 2012 году
Основные задачи Комплекса мер в 2012 году обусловлены необходимо-стью решения проблем, выявленных в ходе анализа текущего состояния системы общего образования, итогов реализации Комплекса мер в 2011 году и необходи-мостью достижения стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Основные задачи Комплекса мер в 2012 году:
- совершенствование содержания образования и воспитания;
- обеспечение условий образования;
- формирование современной школьной инфраструктуры;
- укрепление кадрового потенциала;
- совершенствование системы информационной открытости образования;
- перевод деятельности образовательных учреждений на программно-целевую основу.
Решение указанных задач реализуется через следующие направления дея-тельности:
1. Совершенствование содержания образования и воспитания:
- реализация требований ФГОС НОО;
- введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО); проведение стартовой диагностики сформированности универсальных учебных действий у обучающихся по ФГОС ООО;
- отработка моделей внеурочной деятельности; разработка мониторинга ведения и результатов внеурочной деятельности в социализации обучающихся в соответствии с ФГОС;
- формирование системы выявления и комплексного сопровождения ода-ренных детей;
- обеспечение профилизации старшей ступени школы в соответствии с ме-няющейся социально-экономической, культурной и технологической средой, за-просами личности;
- формирование системы мероприятий социальной и гражданской направ-ленности детей и молодежи, включающей в числе прочих мероприятия акции «Я - гражданин Российской Федерации».
2. Обеспечение условий образования:
- материально-техническое обеспечение образовательного процесса, в том числе программное обеспечение, использование электронных образовательных ресурсов;
- обеспечение качественного медицинского обслуживания, питания обу-чающихся, их двигательной активности.
3. Формирование современной школьной инфраструктуры:
- улучшение инфраструктуры школ города;
- развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений;
- увеличение количества базовых школ для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития; создание сети центров дис-танционного образования для детей-инвалидов.
4. Укрепление кадрового потенциала:
- обеспечение уровня заработной платы учителей не ниже средней зара-ботной платы работников, занятых в сфере экономики области;
- обеспечение участия образовательных учреждений города и педагогов города в мероприятиях приоритетного национального проекта «Образование»;
- создание системы мер по привлечению молодых специалистов для рабо-ты в школе;
- участие в апробации региональной модели персонифицированного по-вышения квалификации педагогических работников, формировании системы по-вышения квалификации педагогов по работе с одаренными детьми;
- рост численности учителей, прошедших аттестацию по новому порядку, до 32,8% .
5. Совершенствование системы информационной открытости образования:
- совершенствование системы публичных отчетов образовательных учреж-дений и размещение их на сайтах или в средствах массовой информации;
- формирование единой системы оценки качества образования по ступеням общего образования;
- расширение общественного участия в управлении образовательными сис-темами.
6. Перевод деятельности образовательных учреждений в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ:
- финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреж-дений на основании муниципальных заданий;
- осуществление контроля за выполнением муниципальных заданий учре-ждениями.
В соответствии с законом Вологодской области от 07.12.2011 № 2676-ОЗ «Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов», дол-госрочными целевыми программами «Развитие образования в Вологодской об-ласти на 2011-2015 годы», «Безбарьерная среда» на 2010-2014 годы (с измене-ниями), решением Череповецкой городской Думы от 06.12.2011 № 200 «О город-ском бюджете на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов», ведомственны-ми целевыми программами «Укрепление материально-технической базы образо-вательных учреждений и обеспечение их безопасности» на 2012-2014 годы (с из-менениями), «Одаренные дети» на 2011-2013 годы денежные средства выделяют-ся на реализацию следующих направлений национальной образовательной ини-циативы «Наша новая школа»:
- переход на новые образовательные стандарты;
- развитие системы поддержки талантливых детей;
- совершенствование учительского корпуса;
- изменение школьной инфраструктуры;
- расширение самостоятельности школ.
На модернизацию общего образования области из федерального бюджета Вологодской области в 2012 году выделена субсидия в объеме 548 427,0 тыс. руб., городу Череповцу – 118 234,37 тыс. руб. Объем финансирования мероприятий Комплекса мер в 2012 году общего образования города представлен в приложении 1.
В 2012 году приоритетной для области является задача обеспечения качества условий образовательного процесса. Решение этой задачи связано с проведением следующих мероприятий:
1. В рамках перехода на ФГОС НОО:
- приобретение мобильных цифровых лабораторий для 39 школ;
- пополнение библиотечных фондов 1-2 классов школ.
Прогнозируемые социальные эффекты от реализации указанных мероприя-тий:
- укомплектованность учебных кабинетов мобильными цифровыми лабораториями в соответствии с ФГОС НОО 100% школ, обеспеченность современным оборудованием в соответствии с ФГОС НОО 52,1% обучающихся начальных классов;
- развитие у школьников навыков овладения цифровым оборудованием не только на ступени начального, но и на ступени основного общего образования;
- обеспечение 100% обучающихся по ФГОС НОО учебниками в соответст-вии с требованиями.
2. В рамках создания условий для сохранения и укрепления здоровья школьников:
- приобретение оборудования для помещений медицинского назначения общеобразовательных учреждений;
- приобретение технологического оборудования пищеблоков, мебели и по-суды для школьных столовых 17 общеобразовательных учреждений города;
- оснащение лыжами 41 общеобразовательное учреждение города, ком-плектом спортивного оборудования и инвентаря - 12 общеобразовательных уч-реждений города.
3. В рамках создания безопасных условий обучения и воспитания школьников:
- капитальный ремонт, строительство (замена оконных блоков, ремонт кровли, ремонт пищеблока, ремонт спортивной площадки, строительство ограж-дений территорий школ) 10 общеобразовательных учреждений города.
Прогнозируемые социальные эффекты от реализации данных мероприятий:
- улучшение качества питания школьников;
- обеспечение 35% обучающихся школ города лыжным инвентарем, 48% школьников – современным спортивным оборудованием, что позволит повысить уровень физической подготовки обучающихся.
Реализация Комплекса мер в 2012 году позволит достичь следующих ре-зультатов:
- достижение уровня среднемесячной заработной платы учителей за 4 квартал 2012 года, соответствующего уровню средней заработной платы по экономике области за 2011 год;
- увеличение доли школьников, обучающихся по ФГОС НОО, в общей численности обучающихся начального общего образования до 52,1%;
- увеличение доли школьников, обучающихся по ФГОС ООО, в общей численности обучающихся в основной школе до 0,2%;
- доведение доли учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтвердивших соответствие занимае-мой должности, в общей численности учителей до 32,8%;
- доведение доли учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС, в общей численности учителей до 30,0%.
- доведение доли общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразователь-ных учреждений до 8,9%;
- положительная динамика снижения потребления по всем видам топлив-но-энергетических ресурсов.
План-график мероприятий, направленных на реализацию Комплекса мер в 2012 году, представлен в приложении 2.
Значения показателей результативности реализации Комплекса мер в 2012 году представлены в приложении 3.
Прогнозируемые социальные эффекты от реализации Комплекса мер в 2012 году:
- снижение доли обучающихся и образовательных учреждений с низкими образовательными результатами;
- увеличение уровня удовлетворенности обучающихся и их родителей ка-чеством образования.
V. Планируемые достижения в развитии системы
общего образования на период до 2020 года
Приоритетными задачами развития системы общего образования города и ключевыми направлениями их реализации являются:
1. Обеспечение доступности качественного образования.
Направления деятельности:
- создание оптимальной структуры сети образовательных учреждений;
- обеспечение возможности каждому обучающемуся получать образо-вание в современных условиях.
2. Создание условий для повышения качества образовательных услуг.
Направления деятельности:
- введение ФГОС НОО и ФГОС ООО;
- развитие вариативности образовательных программ и форм образования, инфраструктуры индивидуальных образовательных программ, углубленного и профильного обучения по программам общего и дополнительного образования, в том числе развитие системы многопрофильных и разнопрофильных школ старшей ступени, образовательных центров, интегрирующих общее и дополнительное образование, а также предоставляющих возможности профессиональной подготовки;
- создание сети школ, обеспечивающих доступность качественного образования и успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья;
- повышение эффективности использования современных информационных и коммуникационных технологий; расширение функций школьных библиотек, создающих условия для эффективного использования различных, в том числе информационных, ресурсов;
- развитие системы выявления и комплексного сопровождения одаренных детей;
- обеспечение участия образовательных учреждений в конкурсных меро-приятиях по поддержке учреждений общего образования, внедряющих иннова-ционные образовательные программы и методики преподавания.
3. Расширение общественного участия в управлении образованием.
Направления деятельности:
- совершенствование существующей системы государственно-общественного управления образованием: развитие действующих форм общественного управления (попечительский совет, родительский комитет и др.) и новых организационных моделей государственно-общественного управления (управляющий совет, совет образовательных учреждений, наблюдательный совет и др.);
- создание системы широкого информирования общественности о деятель-ности и проблемах развития системы образования: закрепление в практике рабо-ты образовательных учреждений и органов управления в сфере образования пуб-личных докладов (отчетов) по итогам работы; развитие сайтов образовательных учреждений;
- расширение общественного участия в оценке качества образовательных услуг: обеспечение прозрачности процедуры единого государственного экзамена при участии общественных наблюдателей; совершенствование механизмов обще-ственной экспертизы на различных уровнях образования.
4. Развитие системы оценки качества образования:
- развитие мониторинга результатов образования по ступеням общего об-разования;
- разработка и внедрение мониторинга сформированности универсальных учебных действий у обучающихся по ФГОС ООО;
- разработка и внедрение мониторинга личностных результатов обучаю-щихся в образовательном учреждении.
5. Совершенствование экономических механизмов в сфере образования пу-тем повышения эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на финансовое обеспечение образования, а также на стимулирование повышения качества образовательных услуг.
Направления деятельности:
- обеспечение нормативного подушевого финансирования учреждений об-разования на основе муниципальных заданий;
- совершенствование системы оплаты труда педагогического и админист-ративно-управленческого персонала в образовательных учреждениях, учиты-вающей качество и результативность их деятельности, стимулирующей профес-сиональное развитие, поддержание средней заработной платы учителей на уровне не ниже средней заработной платы по экономике области;
- обновление подходов к формированию и распределению муниципального задания с учетом актуальных потребностей граждан;
- обеспечение механизмов финансирования получения общего образования в разнообразных формах (образование в сети, семейное образование, самообразование, дистанционное образование).